Архитектура ахеменидского периода Древней Персии

изображение ворот Ксеркса в Персеполе (ныняшняя ситуация)Одержав победу над мидянами в середине VI в. до н.э., правитель персов Кир Великий (правил 12 лет, 558-530 гг. до н.э.) покорил силе оружия множество других государств: Лидию, Иран, Сирию, Двуречье, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. В 538 г. до н.э. войско Кира оказывается сильнее вавилонян под предводительством Набонида, после чего Кир был коронован как вавилонский царь. Так возникла одна из наиболее величественных держав древности – Ахеменидская империя.

Сын и наследник Кира Великого, Камбиз, подчинил власти персов Египет. В свою очередь его выдающийся наследник Дарий I усмирил восставшие было владения персов: Вавилон, Малую Азию, Египет. Далее царь Дарий осуществил новую череду завоеваний – Аравия, Средний Восток, Северная Индия, Македония, Фракия и острова Эгейского моря не устояли под натиском его полков.  Дарий установил 2 десятка сатрапий, назначив во главе различных покорённых территорий своих наместников.

Однако, как это часто случалось в истории, пережив период пассионарного могущества, успешная и богатая, но вследствие этого разлагающаяся ахеменидская держава не устояла перед новым великим завоевателем – Александром Македонским.

Иранская архитектура ахеменидского периода наследовала сначала традиции Мидии, а затем и других соседних областей, применяя для строительства стен большей частью сырцовый кирпич, а для плоских перекрытий и колонн – древесину. Для устройства фундаментов, колонн, лестниц и других конструктивных элементов в ахеменидскую эпоху также применялся камень. Каменные блоки при строительстве обычно скреплялись деревянными кольями или железными крючьями.



Идея возвеличивания царя царей проходит в качестве стержневой концепции сквозь всю персидскую архитектуру ахеменидского периода. В связи с этим самыми выдающимися памятниками архитектуры того периода стали потрясающие дворцовые ансамбли. Учёные выделяют 3 главных этапа в архитектуре эпохи ахеменидов, которые следует рассмотреть каждый в отдельности.

Период строительства Пасаргад

Тогда всё персидское государство было представлено одной Мидией; преобладали местные иранские традиции, истоками которых являлась жилая архитектура. Строились относительно небольшие по габаритам здания с прямоугольными в плане помещениями, располагавшиеся на территориях парков. Главный фасад построек чаще всего был оформлен портиком, ограниченным по бокам квадратными выступами стен. Ордера колонн были относительно простыми, с гладкими стволами и пропорциями деревянных аналогов. Пасаргадскую архитектуру отличал также базиликальный разрез и контрастное  (в чёрно-белых тонах) оформление интерьеров и облицовок зданий.

Период возведения Персеполя

В указанный период архитектура ахеменидской Персии в отношении строительной техники и художественной выразительности пережила истинный расцвет. Дворцовые постройки отличает несомненная торжественность, монументальность и грандиозность, провозглашающие сакральную власть правителя, стоящего во главе тогда уже огромной империи.

Персепольский дворцовый ансамбль с преимущественно регулярной планировкой и торжественным оформлением подходов и лестниц к парадным залам и дворцам, был сооружёнизображение вида на город Сузы (ныняшняя ситуация) на высокой террасе. Сами здания дворцов возвышались на собственных платформах. Масштабность свободного окружающего пространства позволяла охватывать взглядом весь грандиозный комплекс. Возник новый тип квадратного в плане, высокого и просторного парадного зала с величественными стройными колоннами, выстроенными рядами. На фасадах красовались портики, поддерживаемые колоннами в 2 ряда, и барельефы, содержащие сцены, прославляющие правителя.

Период строительства города Сузы

Культуры покорённых народов не могли не оказать специфического воздействия на Древнюю Персию, в том числе и касательно архитектуры. Поздний этап владычества ахеменидов и строительство Суз отмечен явным влиянием вавилонских строительных традиций: принципов композиции, планировки, устройства сводчатых перекрытий для узких прямоугольных залов, бетонированием полов..

К большим внутренним дворам, расположенных анфиладами, примыкали группы небольших внутренних помещений. Весьма большой размер в сравнении с ранними дворцовыми ансамблями персов отличает ападану в Сузах. Изразцы, применяемые для облицовки строений в Сузах, обладают стилистически близкими чертами с теми, что украшали вавилонские города, однако у персов они были даже несколько усовершенствованны и более разнообразны.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *