Архитектура Древней Персии

изображение нынешнего состояния резиденции царя Дария Великого в ПерсеполеПерсидская империя образовалась в VI в. до н.э. и обладала наряду со своей внушительной территорией значительным влиянием на политической карте тогдашнего мира. Силе персов покорились ранее могущественные вавилоняне, ассирийцы, египтяне и хетты, одновременно с этим привнеся в быт и культуру покорителей традиции своих искусств, передав часть наследия, обогатив и одухотворив древних иранцев.

Особенно действенным на персидскую архитектуру оказалось влияние Египта и Ассирии, где главенствовали традиции изображения божественного происхождения и величия правителя, выражающиеся в грандиозности и монументальности сооружений.

Широкое распространение в персидской архитектуре получило устройство просторных террас, на которых как правило возводились все дворцы и общественные залы, а строительным материалом помимо глины служило также дерево, к примеру, ливанский кедр.

Другой характерной чертой персидской архитектуры сделались мраморные колонны с капителями, содержащими фигуры быков, с перекрытиями из горизонтальных балок.

Условно можно подразделись  архитектуру Древней Персии на 3 основных периода:

  • ахеменидский (550-331 гг. до н.э.);
  • парфянский (IV-й в. до н.э — III-й в. н.э.);
  • сасанидский (226-636 гг. н.э.)

Империя Ахеменидов была основана именно в то время, когда экономика региона в связи с развитием торговли и денежной системы ощутила потребность в объединении рынков. При этом у власти находилась правящая верхушка, образованная родственно-племенными связями.

На начальном этапе персидская архитектура принимает за основу и развивает наследие Междуречья. Фундаменты масштабных строений возводятся без высоких платформ; колонны, обрамление дверей и окон изготавливаются из камня, а остальная конструкция – из сырцового кирпича.



Дворцы, прямоугольные в плане, с незначительным  числом внутренних помещений, расположенных с 3-х сторон вокруг огромного колонного зала, становятся самыми знаменательными сооружениями в персидской архитектуре.

Пролёты персепольского дворца по форме прямоугольные, карнизы выполнены в египетском стиле, наличники – гипсовые.

Погребальная архитектура не обошла стороной Древнюю Персию – они строили гробницы, внешне напоминающие жилища граждан. Религиозные предписания требовали устройства не только места погребения человека, но и специального места, где, по видимому, выставлялись его останки. Гробница не сразу обрела единую форму: она была то похожа на своеобразную башню, то на эдикулу, но в итоге получила облик мавзолея.

изображение руин зала 100 колонн Огненный культ персов ахеменидского периода дополнил астральный культ из Месопотамии поклонением огню. В то время в скалах стали рьяно высекать алтари и святилища огненного божества. Уцелело множество храмов, посвящённых огню и являющихся квадратными сооружениями, расположенными для лучшего обозрения их священного огня на возвышенных скалах.

Декор персидских построек также заимствован у Ассирийцев, когда здания украшаются рельефными каменными изображениями людей (чаще воинов) и животных (обычно львов или фантастических персонажей).

А вот в пропилеях Ксеркса в Персеполе весьма живописно и гармонично расположены диковинные крылатые быки с человеческими головами.

Изразец, внешне напоминающий эмаль, занял важное место в персидском декоративном искусстве. В декорировании использовались также покрытые глазурью кирпичи, уложенные в соответствии с искусным рисунком в рельефный фриз, как в городе Сузы. Оформляя убранство дворцов, персы применяли для отделки накладки из бронзы или другого металла с позолотой. В тех же Сузах подобные накладки присутствуют на рогах быков, несколько оживляя своим блеском тёмный мрамор.

Конструкции из тёсанного камня также нашли место в архитектуре Древней Персии. 6 ступеней каменных квадров, скреплённых не каким-либо раствором, а металлическими скобами, образуют платформу гробницы царя Кира в Пасаргадах. Это строение является архитектурным памятником ахеменидской эпохи, представляя собой, наряду с гробницей Дария Великого и некоторыми другими аналогами, каменное здание с двускатной крышей.

Все здания дворцового ансамбля резиденции царя Дария в Персеполе, кроме одного, построены согласно единому плану и выражены в качестве 2-х типов дворцовой постройки. Первая – «тачара» или жилой зимний дворец, вторая – «ападана» или парадная часть. 100-колонный зал, возведённый при правителе Ксерксе, также присоединился к данному ансамблю.

Иной принцип компоновки построек вокруг центрального атриума, что часто практиковалось в архитектуре Двуречья, наблюдается в другой резиденции Дария Великого, в Сузах.

Персидская архитектура того периода в целом характеризуется смешением стилей тех государств, слиянием которых и была образована империя. Отражение этого наблюдается даже в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве, выражаясь в резьбе по камню, статуэткам и барельефам.

изображение дворца таки-Кисра в Ктесифоне архивное фотоОднако следующий период становления персидской архитектуры – парфянский – обозначает ещё большее стилевое смешение и связан с одной стороны с влиянием цивилизации эллинов, а с другой – с возникновением на востоке империи государства аршакидов. Видным памятником архитектуры той эпохи признаётся дворец Хатра. Это продолговатое прямоугольное в плане здание, параллельно поделённое на секции, с коробовыми сводами и квадратной пристройкой позади основного объёма, имеющей, предположительно, ритуальное назначение. Декор стен выполнен в сюжетах античной культуры. Дворец по кругу обступали каменные стены, а на территории крепости существовали некоторые второстепенные постройки, шатры кочевников и палатки.

Парфянский период в целом характеризуется возведением тяжеловесных приземистых построек, у которых были нарушены привычные пропорции, а также появлением айвана – прямоугольного в плане сводчатого зала, с открытым со стороны входа фасадом.

Фонд изделий декоративно-прикладного искусства того периода несёт на себе печать различных стилей – от эллинизма до буддизма. Распространена резьба по камню, изготовление гипсовых фризов, настенная живопись и покрытые глазурью глиняные изделия.

Заключительный сасанидский период персидской архитектуры, разумеется, обозначен возникновением в 226-м г. н.э. Государства Сасанидов. Эта власть намеревалась возродить восточные мотивы в персидской архитектуре, используя устаревшие по конструкции своды, распространив аркаду на колоннах.

Наиболее знаменитыми сооружениями сасанидского периода являются, пожалуй, Сарвистанский и Фирузабадский дворцы. К тому времени некоторые также относят дворец Мшатту и наиболее грандиозное сооружение эпохи – дворец Таки-Кисру на берегу реки Тигр в Ктесифоне, возведённый при правителе Хосрове.  Центральной частью постройки являлся айван с высотой до верха свода в 37 метров и расстояниями между его опорами в 25 метров!

Многие сооружения периода правления сасанидов, такие как дворцы, мосты, дамбы и даже фрагменты улиц, сохранились благодаря применению в строительстве камня и обожжённого кирпича.

Тогда же колонны сменяют своды и арки, частое применение находят арочные проёмы, купола, опирающиеся на 4 тромпа, для квадратных в плане помещений и вышеуказанные айваны.

Техника насечек на штукатурке в тот  период получила широкое распространение, и таким образом украшались многие городские здания.

Непременной деталью убранства интерьеров персидских дворцов являлись занавеси дверных проёмов, драпировки для различных частей помещений, ткани для обтягивания стен и коврами для полов. Эти самые ткани и ковры изготовлялись на поразительном художественном уровне, со смешением западных и восточных стилей, когда тончайшую парчу, например, покрывали цветочные и геометрические орнаменты с фигурами царей, изображёнными в реальных или вымышленных сюжетах жизни.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *