Марс из Тоди

изображение Марса из ТодиРелигиозные святилища древней Италии были оживлёнными и многолюдными местами, играя роли не только в религии и ритуале, но также в торговле и общении. Люди посещали святилища, чтобы участвовать в ритуале, взаимодействовать со своим сообществом.

‘Марс из Тоди’, конец V-го (или начало IV-го века до н.э), полая литая бронзовая статуя, высотой 141 см (Грегорианский Этрусский Музей, Музеи Ватикана). Религии древней Италии обращались в большой степени к исполняемым по обетам методам — подношениям подарков или жертв, подтверждающих договор или соглашение между прихожанином и богом/богиней. Обетованное могло относиться к скромными предметам повседневной жизни или к чему-то специальному, эксклюзивному ─ из сферы престижа. Во всех случаях подношения особенно информативны для нас касаемо ритуальной практики древнего мира.

Статуя

Т.н. ‘Марс из Тоди’ является надписанной этрусской бронзовой статуей, датирующейся  концом V-го или началом IV в. до н.э. Она была обнаружена в 1835-м г. на склоне горы Санто близ Тоди, Италия. Эта полая статуя из литой бронзы является продуктом этрусской мастерской и была, вероятно, произведена для рынка в Умбрии (регион в центральной Италии).

изображение Марса из ТодиСтатуя составляет 141 см в высоту, так что выполнена она почти в натуральную величину. Этруски были искусными мастерами по металлу, и Орвието (этрусский город Велжна, Роман Вольсиния) была особенно известна производством бронзовых статуй. Римляне, по сведениям, увезли из Вольсинии 2000 бронзовых изделий, когда они захватили её в 265 г. до н.э. (Плиний, «Естествознание» 34.33). Возможно, ‘Марс из Тоди’ был первоначально произведен там.

Воин несомненно является символом престижа, достойным обетованным жертвоприношением. Вероятно, объект был посвящен Ларану, этрусскому богу войны. Одет он в искусно выполненные пластинчатые доспехи, а его позиция указывает на то, что этрусский художник знал о формальных элементах Классического стиля скульптуры. Эти сообразные образцовым канонам элементы указывают, что художники Этрурии не только имели представление о средиземноморских стилистических традициях, но также и на их лояльное приятие подобных тенденций, готовность в свою очередь приспособить и применить их к местным вкусам и требованиям. Вероятно, приложенные к статуе элементы: патера (миска для возлияния), располагавшаяся в правой руке и копье ─ в левой, были, но не сохранились, также как шлем, который он носил на голове.



Надпись

Бронзовая статуя имеет надпись на умбрском языке, написанную с использованием этрусских символов. Это посвящение надписано на юбке, которая присоединена к латам и читается «Ahal Trutitis dunum dede»: прилб. «дан подарок для Ahal Trutitis». Само это имя является кельтским по происхождению, что заключает в этом посвящении этрусского объекта в умбрском святилище особенно космополитический смысл!

Интерпретация

‘Марс из Тоди’ является редким исключением из множества культурных объектов престижного обетования такого художественного уровня, что не дошли до нас из древности. Композиция представляет традицию возлияний солдат перед сражениями ради получения от богов поддержки и успеха в противостоянии. Посвящение этого объекта также показательно в связи с динамичным человеческим пейзажем древней Италии, в котором святилища часто служили центральными пунктами, где разнообразные культуры входили в контакт друг с другом. Эта исполненная по обету статуя, в таком случае, говорит нам много не только о ритуальной практике и иконографии, но также и о тех в Этрурии, кто часто посещал святилища.

Дополнительно можно изучить: