Саркофаг Супругов

изображение саркофага супругов‘Саркофаг Супругов’ — антропоид (человекоподобная форма), представляет собой терракотовый саркофаг, найденный в древнем этрусском городе Цере (ныне Черветери, Италия). Саркофаг, который первоначально должно быть содержал кремируемые останки человека, был обнаружен в ходе археологических раскопок в некрополе Бандитачча древнего Цере в XIX-м веке, а теперь находится в Риме. Саркофаг весьма схож с другим терракотовым саркофагом из Цере, изображающим мужчину и женщину, который в настоящее время размещен в Лувре Парижа; эти два современные друг другу саркофага являются, возможно, продуктами одного и того же творческого цикла.

‘Саркофаг’ изображает полулежащих на его крышке мужчину и женщину. Пара опирается на пышные стилизованные подушки, словно бы возлегая на пиршестве. Объём саркофага разработан так, что напоминает клине (диван для гостиной). У обеих фигур высоко стилизованные волосы, заплетенные шнурками, висящие косичками по сторонам шеи. У женской фигуры косы свисают спереди плеч, спадая на них. На голове её надета мягкая шапка; также она носит являющуюся характерно этрусской остроконечную обувь. Дреды мужской фигуры висят аккуратно сзади, уходя на верхнюю часть спины через плечи. Борода мужчины и причёска на его голове стилистически вполне перекликаются с начинкой всего окружающего интерьера. Обе фигуры обладают удлинёнными пропорциями, что характерно для Средиземноморья в архаичный период.

‘Саркофаг Супругов’ интерпретировался как изображающий банкетную сцену с парой, расположившейся вместе на таком вот единственном в гостиной «диване» для поедания пищи и распития спиртного. Так подаётся одна из интерпретаций саркофага непосредственно в социальной сфере, поскольку компанейство занимало центральное место в этрусских погребальных ритуалах. Этрусское погребальное искусство, включая украшенные могилы, часто изображает сцены кутежа, надо полагать, как форму похоронного банкета, который отсылал бы покойного к загробной жизни или, что допустимо, отражал бы идею непрестанного компанейства в загробной жизни. Как бы то ни было,  банкетные кадры составили предостаточно «иконографического фуража» для этрусских художников.

изображение саркофага супруговВ случае ‘Саркофага супругов’ также важно отметить, что на этрусских пирушках мужчины и женщины возлежали и поедали пищу вместе, чего в общем-то не происходило в других средиземноморских культурах, особенно у греков. Мы видим многократные случаи смешанных гендерных банкетов сквозь широкий хронологический диапазон, что приводит нас к заключению об обыденности такой практики в Этрурии. Этот культурный обычай провоцировал некоторое негодование (даже своего рода враждебность) со стороны греческих и латинских бытописателей древности. Женщины в этрусском обществе наслаждались куда более свободным и привилегированным статусом, чем гречанки и римлянки.



Технический успех

‘Саркофаг Супругов’ — шедевр терракотовой скульптуры. Вообще надо понимать, что покрашенная терракотовая скульптура играла ключевую роль в визуальной культуре древней Этрурии. Терракотовое произведение искусства было стандартом для украшения надстроек этрусских храмов, а коропластика (с терракотой) — семинары по производству скульптур, часто демонстрировали высокий уровень технического успеха. Частично это, должно быть, объясняется тем, что пригодные для использования источники мрамора не были известны в древней Италии. Даже при том, что греки производили подлинные шедевры в мраморе в течение VI-го века до н.э., скульптура из терракоты, такая как собственно и этот саркофаг, также считается шедевром и являлась этакого типа «элитной комиссионной». Тогдашние греческие колонисты в Италии также выполняли терракотовые скульптуры на высоком уровне, что демонстрирует, например, статуя сидящего Зевса из гор. Посейдоний (позже переименованного в Пестум), которая датируется 530 годом до н.э.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *