Детали в архитектуре Древнего Египта

изображение Канакского храмового комплексаЗа исключением некоторых чисто утилитарных переходных сооружений, вся архитектура Древнего Египта была основана на принципе перемычки. Художественный эффект зависел от применения нарисованных и вырезанных картин и декоративного рассмотрения очень простых используемых оснований. Фундаменты и колонны выдерживали крыши таких палат поскольку были слишком широки для одних лишь перемычек, придающих изумительный эффект их высоты, массивности и цветистой декоративности в залах, наподобие тех, что в Карнакском храме, Рамессеуме, или Дендере.



Самые простые фундаменты были простыми квадратными шахтами, а на других, более тщательно продуманных, имелась резьба стеблей лотоса, цветов или головы богини Хатхор. Самыми поразительными были те, напротив которых стояли колоссальные скульптуры Осириса, как в Луксоре, Мединет-Абу и Карнаке. Колонны, которые редко превышали шесть поперечников в высоту, устраивались с большим разнообразием; шахты, немного восходящие по конусу или сгруппированные вокруг секций, обычно сужались к основанию. Капители, которыми они были увенчаны, обычно представляли собой один из пяти главных типов этих элементов  в архитектуре Древнего Египта. Помимо круглых и сгруппированных шахт, Среднее Царство и несколько ранних памятников Нового Царства использовали многоугольные или немного рифленые шахты, как в Бени Хассане и Карнаке. У них была простая квадратная абака с зачастую подобным подушке эхином, расположенным ниже. Круглый постамент служил основой для большинства колонн.изображение Скульптуры Осириса

Капители

Пять главных типов капителей в архитектуре Древнего Египта были: a) простой бутон лотоса, как в Карнакском храме (Большой Зал); b) сгруппированный бутон лотоса (Бени-Хассан, Карнакский храм, Луксор и т.д.); c) колоколообразный или перевернутый раструб (центральные проходы в Карнакском храме, Луксоре, Рамессеуме); d) пальмовая капитель, частая в более поздних храмах; и e) Хатхороголовая, в которой голова Хатхор украшалась четырьмя брутальными лицами, подавляющими образ самой богини (Сединга, Эдфу, Дендера, Эснех). Эти капители были богато украшены и подвергались изменениям Птолемеевыми архитекторами, которые придавали им сгруппированный или четырехлистный вид или украшали поверхность пальмовыми листами. Несколько других форм капителей встречаются уже как исключения.

изображение капителей храма в ЭдфуКаждая часть колонны была богато украшена цветом. Листья лотоса или лепестки обматывали расходящуюся нижнюю часть шахты, которая была в другом месте покрыта последовательными группами вырезанных картин и иероглифического письма. Капитель была также покрыта вырезанным и цветистым декором, обычно цветов лотоса или листьев, а то и дополнительных стеблей лотоса и папируса.

Перемычки были простыми и квадратными в секции, часто потрясающего размера. Там, где они устанавливались снаружи, они были увенчаны карнизом с простой выкружкой, кривая поверхность которого была покрыта цветными рифлениями, чередующимся орнаментом в виде наполовину развёрнутого свитка иероглифического письма. Иногда, особенно на стенах Птолемеевой эпохи, применялись также приёмы в виде украшения змеевидным гребнем или череды уреев в близко сомкнутом ряду. Другая форма карниза или украшения гребнем не встречается.

Египетской архитектуре особенно недоставало лепных украшений как средств архитектурного эффекта. Единственное известное лепное украшение является сгруппированным тором, который напоминает связку тростников, переплетённых со шнурами или лентами. Оно формирует астрагал под выкружным карнизом и проходит по углам опор и стен.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *