Афинский акрополь

Афинский акрополь представляет собой совершенство древнегреческой архитектуры. Слово «акрополь» (буквально на греческом языке: «acro» — высоко, «polis» — город или город-государство), означаетpanorama-akropolja «наивысшее место в городе». Важное оборонительное значение Афинского акрополя, который в общем действительно являлся высокой местностью, приподнятой над уровнем окружающего ландшафта, сделало его центром всего окружающего поселения начиная ещё с Бронзового века. Он был местом проживания царей и знати в течение многих веков.

Во время микенского периода храм, окруженный крупной стеной (части которой сохранились по сей день), стоял на акрополе. Эта стена была построена циклопической кладкой, из нерегулярной формы камней без использования цемента. На склонах Акрополя и в долине существовало поселение, которое впоследствии превратилось в город.

В V веке до н.э., началось возведение храмов Акрополя фактически на руинах храмов им предшествующих, которые были уничтожены когда-то при персидском вторжении. После периода, обильного на войны и противостояния, страсть к установлению гармонии и умножению красоты проснулась в обществе и нашла свое выражение в произведениях искусства. Тем, кто более прочих способствовал воплощению этой страсти в области архитектуры Афин, был Перикл (495-429 гг. до н.э.) — государственный деятель, переведший строительные процессы в афинском Акрополе на некий новый уровень. Чтобы финансировать постройку храмов, Перикл вознамерился обратиться к средствам фондов «Делосского морского союза».

Аристократы негодовали на такое использование данных фондов, которые предназначались для войны, и жаловались на то, что город чрезмерно украшался декоративным убранством и умножал свою роскошь. Они сравнивали город с его драгоценными скульптурами и храмами, обходившимися в миллионы драхм, с похотливой женщиной, неумеренно добавляющей драгоценные камни к своему платью.

panorama-akropolja2

Перикл отклонял такие обвинения, заявляя, что у полиса достаточно денег, чтобы финансировать армию, помимо тех, что вкладывались в постройку объектов, способных впоследствии навечно прославить Афины, а на тот период обеспечивающих приличную часть населения рабочими местами.

Храмы Акрополя нанизаны на ось «восток — запад». От западного входа в храмовый комплекс выразительно обозревается храм Афины Ники с юга. К юго-востоку он сочтен с Парфеноном, на север Парфенон в свою очередь — с Эрехтейоном.

Это место было центром фестиваля, который регулярно проводился в полисе в честь богини Афины. В 566 до н.э., стартовала традиция великолепных празднеств под названием «Панафинеи». Каждый год, в течение дня, считавшегося датой рождения Афины, собственно, проводился указанный фестиваль, где имели место музыка, поэтические конкурсы и скачки.

Фестиваль достигал кульминационной отметки в последний день, когда афиняне наводняли рынок на параде в пеплонах (туниках, вышитых девами города ради богини Афины). Эта праздничная процессия  устраивалась раз в четыре года, являясь многочисленной и чрезвычайно красочной.



В качестве центра ритуальных церемоний и фестивалей, а также места, в обустройство которого инвестировалась большая часть экономических ресурсов полиса, акрополь свидетельствует о демократическом характере афинского правительства. Это также отражено в продуманном расположении множества зданий на территории акрополя, что дополнительно всё же является и результатом некоторых ограничений, таких как структура почвы и наличие более старых по времени возведения храмов.

Оценивая расположение архитектурных объектов Акрополя относительно твёрдой симметрии, вроде имеющейся в Форуме Траяна в Риме, можно прийти к выводу, что природа власти Афин отражена в ихpanorama-akropolja-v-sumerkah расположении относительно друг друга.

Храмы Акрополя сначала выполнялись из драгоценного мрамора, а не из распространённого, обыденного в то время в строительстве известняка. К счастью для полиса, находившаяся в окрестностях гора Пентеликон являлась неиссякаемым источником отменного мрамора.

Греческий биограф Плутарх спустя приблизительно 500 лет после строительства Акрополя отмечал, что, несмотря на поспешное строительство, проекты Перикла были особенно талантливы и настолько красивы, что должны сохраниться в течение долгого времени. По его словам, своего рода сила и свежесть охраняют их от разрушительного влияния времени.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *