Эрехтейон

изображение ЭрехтейонаНедалеко от Парфенона, в северной части Акрополя, расположен Эрехтейон, строительство которого, продолжалось в течение 421-406 гг. до н.э., но так не завершилось. Этот храм задумывался, чтобы ознаменовать легендарное событие исторического значения для гор. Афины — соревнование между Афиной и Посейдоном, решившее, как считается, кто из них будет богом-покровителем города.

Согласно Павсанию (географу, историку Древней Греции II в. до н.э.) Эрехтейон был построен там, где согласно традиции, имело место соревнование, изображённое в западном фронтоне Парфенона.

Эрехтейон был посвящен Афине, Посейдону и Эрехтею, легендарному царю Афин, в честь которого, как несложно догадаться, и назвали сооружение. Кекропс, легендарный основатель Афин, который родился из земли с половиной тела человека, половиной — змеи, был тем, кто вынес решение в пользу Афины на вышеуказанном соревновании. Афиняне полагали, что ниже фундамента храма жил змей, олицетворявший дух города, и благополучие этого существа важно для безопасности полиса. Якобы если жрицы Афины Полиады (Афина в её ипостаси защитницы города), подкармливали змея медовыми пирогами, а тот отказывался их есть, это считалось дурным предзнаменованием.



Согласно афинской традиции, в Эрехтейоне находились некоторые из наиболее сакральных реликвий афинян. Это например, вот что:

  1. оливковое дерево, посаженное Афиной после верха над Посейдоном на соревновании и расположенное в западной части храма;
  2. скульптурный щит Паллас, посредством которого богиня защищала афинян;
  3. следы трезубца Посейдона и солёный водный источник, возникший после удара бога вышеназванным орудием в землю;
  4. могила Кекропса.

Эрехтейон был построен из пентелийского мрамора и темного камня из Элевсина, который использовался в дизайне фриза. План храма асимметричен в различных уровнях — результат потребности объединить в смысловом ключе различные структуры на неровной площадке.

jerehtejonХрам включал три крыла: восточное, северное и южное. В научной среде витают предположения, что имелось также и западное крыло. Каждая из этих частей обладала отдельной кровлей.

В восточном крыле располагался наос Афины, ведший к монументальному фасаду с шестью ионическими колоннами одной с ним (наосом) высоты — 6.5 метров. В наосе Афины красовалась каменная статуя богини, освещавшаяся днём и ночью сложной лампой, изобретенной Каллимахом, которому приписано изобретение коринфской капители.

Вход в северное крыло лежал через портик. Перед этим портиком находились четыре ионические колонны. По две колонны (включая угловую) стояли с каждой из сторон.

В западной части храма, в северных и южных крыльях располагались алтари, посвященные Посейдону, Эрехтею, а также Буту, афинскому герою.

У южного крыла есть портик кариатид, расположенных над могилой Кекропса. Здание в целом основано с уклоном таким образом, чтобы его западная и северная сторона оказались приблизительно на три метра ниже южных и восточных.

kariatidy-jerehtejonaПомещая вместо колонн в южный портик кариатид — шесть девушек, несущих на головах дорические капители, гордо поддерживавших перекрытие — архитектор использовал новый выдающийся художественный приём!  Кариатиды изображены облечёнными в пеплос, являвшийся типичным одеянием афинянок того далёкого от нас времени.

Некоторые видят в кариатидах Эрехтейона эдакое отражение, эхо процессии Панафиней, которая двигалась от Пропилей к этому храму.. Все кариатиды, кроме одной, сделаны из мрамора. Вторая, с западной стороны — точная копия оригинала, доставленного лордом Элджином в 1801 г. в гор. Лондон. Изящная индивидуальная внешность этих скульптурных девушек уравновешивает значительную серьезность элегантных колонн Парфенона.

В Эрехтейоне решили проблему, возникшую некогда в сокровищнице Сифноса, где антаблемент из-за негармоничных пропорций обозревается чересчур тяжеловесным для голов женских скульптур. А вот в Эрехтейоне пропорции вполне гармоничны, и найдена, думается,  идеальная связь между размером статуй и антаблементом, вес которого воспринимают эти неподражаемые скульптуры! Прямые изгибы предметов одежды кариатид отражают в себе прямизну колонн.

jerehtejonВ антаблементе металлическими скобами прикреплён белый мраморный рельеф к черному известняку фриза. Столбы храма и стены, окружающие проёмы окон (расположенные на западной стороне), а также двери были украшены без преувеличения великолепно! Между капителями колонн заметно внедрение орнамента яйца с дротиком. Потолки портиков украшались кассетонами.

В своей ионической сложности и великолепии Эрехтейон уравновешивает лаконичность и монументальность дорического Парфенона. Необычная форма этого объекта — эксклюзивное явление в греческой архитектуре! Здесь нельзя исключить, что, возможно, сей грандиозный памятник в его уникальных чертах  — результат стремления горожан скорей завершить стройку из-за политических и финансовых передряг, вызванных длительной Пелопоннесской войной.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *