Кариатиды, атланты и влияние Древнего Египта

изображение кариатид ЭрехтейонаПомимо трех типов колонн в рассмотренных прежде ордерах — дорического, ионического и коринфского — в Древней Греции существовало ещё одно решение для поддержки перекрытий. Речь идёт о скульптурах, которые действовали в роли несущих колонн. Подобные поддерживающие скульптуры в виде женских статуй называют ‘кариатидами’, а в виде мужских — ‘атлантами’.

Использование мужских статуй в качестве поддержки перекрытий имело место в Древнем Египте, что может быть замечено в храме Рамзеса II в Абу-Симбеле. В Греции, кариатиды и атланты как часть структуры здания, не часто использовались в архитектуре храмов.

Кария, город в Пелопоннесе, некогда объединялся с персами против Греции, и затем, после того, как Греция выиграла сражение, она объявила войну Карии. После этой войны вторая была захвачена, её мужчин истребили, а женщин обратили в рабынь. Эти женщины были лишены права носить свои длинные мантии и утратили другие внешние отличительные атрибуты, демонстрирующие то, что они являлись замужними. Аналогично указанному, им также приказали воздерживаться от ходьбы в победных триумфальных процессиях и даже вынуждали в определённом смысле походить на заключенных сравнительно с греческими гражданами. Это предназначалось для того, чтобы с течением времени свидетельствовать о позоре, который их страна навлекла на своих жителей, сделавшись угрозой свободолюбивой элладе. Греческие архитекторы того периода изредка включали статуи, символизировавшие тех карийских женщин, в архитектуру общественных зданий, изображая переносимые ими трудности с тем замыслом, чтобы преступление и наказание Карии были отмечены впредь на века.

После того, как Спартанцы победили персидские войска, «сражаясь немногими против многих», они праздновали победу со зверским разорением и ограблением. На плоды своей победы — существенные денежные средства — они построили персидский портик (очевидно, агора Спарты), свидетельствующий грядущим поколениям о превосходстве и храбрости эллинских граждан, об их победе.

изображение кариатид Афинского акрополяСуществование кариатид в греческой архитектуре отмечено с VIв до н.э. Они появлялись спорадически в архитектуре в течение Эллинистического периода (также, по всей видимости и в качестве художественного оформления мебели, бронзовых зеркал). Кариатид того типа, что были найдены в Эрехтейоне, в античной Греции очевидно называли корами (в переводе с греческого языка буквально: κόρη — ‘девушка’, ‘девственница’).

Храмы и памятники греков с Архаичного периода до середины VIIIв. до н.э. фактически не являлись монументальной архитектурой. Их строительная деятельность выросла в масштабах и интенсивности, с развитием дорического ордера. До строительства в мраморе стены возводились из кирпича, крыши же, колонны и перекрытия — из древесины.

Египет обеспечил тот начальный стимул, который впоследствии вызвал процесс монументального, главным образом храмового, строительства у греков. Архитектурная стилистика Архаичного периода (в конце VIIв. до н.э. — начале VI века до н.э.), являлась весьма схожей с египетской.



Самая ранняя дорическая колонна напоминает о столбах в Египте и Микенах с капителями в форме подушки и рифлеными колоннами, которые произрастают непосредственно от основания пола. Едва ли можно отрицать в прошлом наличие длительного периода египетской культуры, когда греки расценивали это государство как источник информации и передовых идей в архитектуре, аналогично тому, как они находили там вдохновение касательно других областей жизни. К примеру, храм, окруженный колоннами, послуживший прообразом для периптерального греческого храма, был не чем иным, как святилищем, основанным на острове Элефантин Аменхотепом III.

Воздействие египетской архитектуры на греческую может быть выявлено также в храме Геры в Олимпии и в Храме Артемиды в Корфу, построенном в 590 г. до н.э. В первом, который является одним из наиболее древних среди всех обнаруженных храмов, верхние (разрушенные) части были созданы из древесины и необожжённого кирпича, в то время как более низкие части строения — из камня. Этот храм — пример начала подобного строительства в камне! Также он являет собой пример крупного храма, перед центральным фасадом которого расположили 9 колонн вместо традиционных 6, а также 18 колонн по боковым фасадам вместо 13 обычных.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *