Конструктивные методы и материалы в архитектуре Древней Греции

изображение храма Деметры в Элевсине (современное состояние)Стремление греков обычно состояло в том, чтобы добиться внешнего совершенства строения, и они не уделяли особого внимания функциональной стороне дела. Их строительный метод основывался на столбе и балке (колонне, поддерживающей горизонтально расположенную на неё нагрузку). Колонны, установленные рядами обычно поддерживали антаблемент (балку, лежащую поверх колонн и состоящую из трех горизонтальных слоев: архитрава в основании, фриза в середине и карниза наверху). Каждый вид колонны соответствует антаблементу определённого ордерного типа.

Во ‘Эпоху эллинизма’ были открыты техники арочного строительства и использования цилиндрического свода в архитектуре. Со временем обнаружились арки и своды в погребальных палатах Македонии, подземных проходах, укреплениях, и даже воротах. Своеобразный пример  арки был найден в рыночных воротах Приены. Позже эти же методы использовали римляне.

В архитектуре Древней Греции между практикой проектирования и строительства зданий не существовало некоего ясного различия. Перед началом строительства проект был решён лишь в общих чертах, а дальнейшее планирование и доработки продолжались во время строительства.

После ‘Эллинистического периода’ сохранились архитектурные чертежи и чертёжное оборудование, а в предшествующее время ни планов местности, ни каких-либо технических рисунков или специальных инструментов ещё не упоминается.

Греки использовали в монументальном строительстве глину прежде, чем освоили применение камня. Дешевые стены, построенные из кирпичей на грязной кладке или полевых камней, усиленных древесиной, появились в Ранний период эллинизма. В ‘Классический период’ они использовались в небольших сооружениях. Как и в большинстве древних цивилизаций, в Греции каменное строительство предназначалось обычно лишь для религиозных и общественных зданий.

изображение храма Аполлона в Дельфах (современное состояние)После отказа от строительства деревянных храмов греки начали строить храмы из грубых камней и необожжённого кирпича, а кровлю застилали покрытиями из глиняных плиток, обеспечивающих строениям защиту от дождя.

До ‘Эпохи эллинизма’ камни в строительстве смыкались вместе без применения раствора. Каменные блоки полировались и связывались с помощью стальных скоб или зажимов. Чтобы скрыть швы между блоками колонн и стен в тонкий ровный слой накладывалась штукатурка из каменной крошки или песка  (её изготавливали из мраморной крошки или размельчённого известняка, а затем полировали). Позже штукатурное покрытие применялось для структур из мраморных блоков.

Благосостояние ‘Классического периода’ обусловило использование в строительстве дорогих материалов. Древесину заменил мрамор, который был тогда более дорогим скорей в том отношении,  что его приходилось вырубать  и транспортировать к стройплощадке, что требовало высоких трудозатрат. Преимущество мрамора состоит в том, что он не требует штукатурного покрытия. Другое его преимущество — прочность, позволяющая возводить изящные, высокие и усовершенствованные колонны.

Лучший мрамор доставлялся с острова Парос. Более грубый мрамор под названием Пентели высекался в горе Пентеликон неподалёку от Афин.



Плиний Старший написал в своей «Естественной истории», что искусство нарезки тонких мраморных плит было, вероятно, изобретено в Карии. По его мнению первым местом, где использовался этот вид плит, был дворец в Галикарнасе на юго-западе Малой Азии. Белые стены дворца были украшены мрамором с острова Мармара.

В течение ‘Эллинистического периода’ происходил прогресс в отношении строительства окон. Для их устройства использовались различные материалы: замасленный холст, овечья кожа, слюда, рога животных и тонкая штукатурка. В зданиях состоятельных граждан эти материалы, однако, были отставлены в сторону в пользу стекла, обладавшего подобающей окнам прозрачностью. Это стекло доставлялось из Финикии. Тамошние ремесленники узнали от египтян об их стекольном производстве и значительно усовершенствовали его. Они освоили выдувание стекла и улучшили его качество.

Цвета, созданные смешением золотого порошкового пигмента с горячим воском, использовались для росписи храмов и выдвигали на первый план важные архитектурные элементы. Аналогично окрашивались и великолепные греческие скульптуры. Доминирующими цветами являлись следующие: красный, синий, жёлто-зелёный, и чёрный (который, фактически, не является цветом). Использование золота не находило широкого распространения.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *