Круглые храмы Древней Греции

tolos-afiny-pronai-v-delfahВ общем-то, круглые структуры не были широко распространены в греческой архитектуре, которая в противовес окружным, традиционно характеризовалась прямоугольными зданиями. Тем не менее, помимо прямоугольного в плане храма, в Элладе существовал также круглый храм — толос (фолос). Наосом в нём являлась округлая комната, окруженная колоннами, вместо привычного прямоугольного наоса, покоящегося также среди колонн.

Строительство греческих круглых храмов толосов (кстати сказать, нет полной уверенности в их сакральном предназначении) берёт начало в первой пол. IV в. до н.э. Типичный пример круглого храма толоса — Дельфы, возводимые в течение десятилетия — 390-380 гг. до н.э. как часть комплекса храма Афины Пронои (букв.: ‘Афина предвидения’). Архитектором стал, вероятно, Феодор Фокейский. Сей фолос, назначение которого не упомянуто в письменных источниках (как полагают, служивший храмом), главным образом построен из мрамора. Его внешний диаметр составляет приблизительно 15 метров, диаметр его целлы составляет приблизительно 8.5, а высота её — 13.5 метров. На стилобате, до которого следуют несколько ступеней, высится внешнее кольцо из 20-ти колонн, окружающих наос. Эти колонны поддерживают антаблемент и низкую крышу над куполом. 40 метоп внешнего антаблемента украшены рельефом, изображающим сражение мифологических Амазонок и Кентавров. У внутренней стены круглой целлы располагалась половина коринфских колонн (вероятно, 10), поддерживающих балки, несущие деревянную крышу. Над наосом был сформирован конусовидный купол, а выше колоннады размещалась вторая нижняя крыша, в свою очередь окружающая купол.



Существовали круглые храмы, предшествующие толосу в Дельфах, но всё же именно в нём впервые Коринфский ордер, смежный с внутренней стеной, сопровождает ордер Дорический для внешней колоннады!

tholos_of_EpidaurusТри из внешних колонн и сам антаблемент, который они поддерживают, были восстановлены в 1938 г. Идеи Феодора Фокейского, вдохновили последователей на постройку множества храмов, включая толос в Эпидавре, вероятно запланированный скульптором Поликлетом. Это сооружение, построенное в течение 365-338 гг. до н.э., очевидно использовалось для поклонения культу Асклепия — доктора, якобы ставшего после физической смерти по воле Зевса небожителем, богом врачевания. Некоторые исследователи предполагают, что священные змеи разводились в храме как часть культа исцелителя Асклепия.

У храма имелся подземный уровень с кольцевыми стенами, в коих некогда существовали проходы, заделанные, как следует предположить, позже. По центру внутреннего кольца строения спускалась шахта с деревянной лестницей. Пол во внутренней части фолоса был разработан в ромбовидных образцах черно-белых тонов, а в центре лежал съёмный круглый белый камень, покрывавший секретный вход. Такой дизайн способен заставить вспомнить о богатых мраморных художественных оформлениях Эрехтейона. Великолепные коринфские капители, украшенные антаблементами и декоративным потолком с дивными розетками (розообразные орнаменты) на касетонах отчётливо напоминают о художественных оформлениях блистательного Эрехтейона! Имеется весьма обоснованное мнение некоторых учёных, что поскольку в толосе, возведённом для Филиппа Македонского в Олимпии (строительство его началось в 339 г. до н.э. и завершилось Александром Великим), высятся статуи его семьи, то сей факт может указывать на то, что данный толос и подобные сооружения в принципе служили частью культа прославления отошедших в мир иной героев. Произносилось также отдельное предположение, что эти структуры связаны с фолосом в Микенах.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *