Пропорции в архитектуре Древней Греции

изображение храма Посейдона в Пестуме (современный вид)В Древней Греции, где были заложены основы геометрии, пропорциям уделялось первостепенное значение в различных искусствах, включая архитектуру. Иногда они имели мистическое значение.

Согласно греческой концепции, пропорции в архитектуре, скульптуре и живописи отражали космический порядок. Цель состояла в том, чтобы сформировать неизменные каноны пропорций в балансе между вертикалью и горизонталью, между поддерживающими и поддерживаемыми архитектурными частями, а также среди различных составляющих каждой из архитектурных деталей.

Витрувий в своём трактате «Десять книг об архитектуре», отображает пропорции между различными частями человеческого тела. Согласно ему, длина лица человека от подбородка до верхнего края лба у корней волос равняется одной десятой его роста. Аналогично тому, длина раскрытой ладони до кончика среднего пальца также составляет примерно 1/10 полного роста человека. Длина ступни равняется одной шестой роста. Подобным образом между другими частями тела есть определённые пропорции.

Кроме того, Витрувий отмечает, что подобно балансу между частями человеческого тела, должен существовать баланс между частями храма и его элементами.

Описывая пропорции человеческого тела, Витрувий обращается к канону Поликлета и Аргоса и к другим сочинениям, в которых он черпал своё вдохновение. Употребление им самого термина «канон», вероятно, связано с системой Поликлета (ок. 3-й четверти V в. до н.э.) об идеальных пропорциях человеческого тела.

изображение пропилей Акрополя в Афинах (современный вид)В IV веке до н.э., скульптор Лисипп изменил канон пропорций, определяя, к примеру,  отношение между ростом человека и его ступнёй как 7 к 1, а не 6 к 1.

Греки часто использовали золотое сечение, которое было обнаружено в качестве математической ссылки в записях Феано, ученицы и жены Пифагора, изданной под его именем. Феано трудилась в нескольких областях (физика, медицина, детская психология, астрономия и математика), но её теорию золотого прямоугольника (в котором отношение между длиной и шириной, собственно, и представляет собой золотое сечение) считают самым значительным её открытием. В школе Пифагора было много женщин учёных, которые публиковали свои труды под именем философа.

Соратники и последователи Пифагора, составлявшие тайное пифагорейское общество, находили в золотом сечении, являвшимся их знаком, символ здоровья. К сожалению, сохранилось совсем немного их текстов по математике.



Греческая буква «φ» (фи), первая буква в имени греческого скульптора Фидия, который применял золотое сечение в своих скульптурах, обычно используется для обозначения данной пропорции.

Архитекторы строили храмы согласно идеальным пропорциям и размерам частей человеческого тела. Греческие измерения основывались на единице 1 фут (30.8 см).

В структуре, где каждый архитектурный элемент относится к другому согласно должной пропорции, удвоение высоты колонн, означает удвоение их толщины и расстояния между ними. Таким образом, высота колонны, её толщина и расстояние между колоннами увеличивается в рамках одной пропорции.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *