Мари (Тель-Харири), Ниневия (Нина)

изображение фрагмента дворца Зимри-Лима в МариВ 1933 году сирийские крестьяне, роющие могилу в пустынной насыпи, обнаружили безголовую статую. Насыпь, где упомянутые крестьяне вырыли ту самую случайную могилу, сегодня именуется Тель-Харири и находится почти на полпути между Дамаском и Багдадом. Исследуя эту насыпь в поисках ценных экспонатов, французские археологи позже нашли останки древнего города под названием Мари – столицы царства, которое процветало между началом III тыс. до н.э. и началом II тыс. до н.э. Расположенный на Верхнем Евфрате, город сделался процветающим, взыскивая налоги с караванов и речного судоходства, что велось между Сирией и Вавилонией.

Возглавлял  государство Зимри-Лим, проживавший в тщательно продуманном 2-этажном дворце, содержащим больше 250-ти комнат на одном только первом уровне. Украшенное настенной живописью, изображающей сцены принятия власти правителем и ритуальных жертвоприношений, здание содержало открытый внутренний двор с символом плодовитости и изобилия в качестве его главного центрального акцента – искусственной пальмы, вылепленной из бронзовых и серебряных пластинок с обработкой поверхности, имитирующей текстуру натуральной древесины.

В одной комнате находилась каменная статуя богини, держащей вазу. Внутри статуи скрывался канал, позволяющий воде, перекачанной по трубопроводу, литься каскадом из вазы, символизирующей живительные свойства воды и благоволение богов, что сделали её доступной всем. Специальная «часовня» была зарезервирована для Иштар в качестве альтернативного святилища всевышней богине.



В дворцовых архивах было обнаружено более 20000 клинописных табличек, проливающих свет на подробности повседневной жизни царства, включая переписку между Зимри-Лимом и его самозваным «братом», небезызвестным вавилонским Хаммурапи.
Совсем не по-братски Хаммурапи захватил город в 1760 году до н.э. и разрушил дворец сразу по итогам первого набега. Как это ни странно, но он оставил стены строения засыпанными и сохранил много рельефных изображений и различных произведений искусства, которые впоследствии обнаружили археологи.

Нетронутые урбанизацией современного Мосула, останки Древней Ниневии (или Нины, как она первоначально именовалась) покоятся на востоке от Тигра. Существуют две явно выраженные насыпи: Тель-изображение Нэби-Юнуса сегодняКуюджик на севере и Тель-Нэби-Юнус на юге. Начиная с самых ранних раскопок в 1840-х и 1850-х гг. археологи сосредоточились на Тель-Куюджике и откопали два дворца. Исследователи сначала считали, что Нэби-Юнус было скорее всего территорией царского арсенала, но полномасштабные раскопки устранили эту точку зрения. Это место стало почитаться мусульманами в связи с арабским переводом его названия,  как могилы пророка Ионы, приходившим спасать ниневитов от их грехов.

В конце VIII-го века до н.э. царь Синнаххериб избрал Ниневию в качестве новой столицы Ассирийской Империи. Он продолжил окружать город «семимильными стенами», чтобы удержать и отвратить любого противника. За этими стенами воздвигли «дворец, не знающий равных»!

Главная ось здания составляла более 500 метров в длину. Здание содержало портик, установленный из твердую бронзовую опору из колонн, стоящих на спинах бронзовых львов и быков, каждый из которых весил примерно 43 тонны! Внутри дворец был украшен высеченными рельефами, изображавшими царя, участвующим в процессе устройства колоссальных памятников или ведения войны против врагов Ассирии. Из-за вредного воздействия окружающей среды и нашествий современных грабителей, много фрагментов, хотя и оставаясь на месте, разрушились до неузнаваемости. Некоторые ценности, как скульптурная группа тронной композиции  Синнаххериба, были отломаны для сбыта на чёрном рынке предметов старины.

К северу от дворца Синнаххериба, его внук, Ашшурбанипал, отстроил другой дворец. Он также был украшен скульптурным рельефом, включая очень выразительный ряд, изображающий монарха, охотящегося на львов со своей колесницы. Также была обнаружена библиотека Ашшурбанипала. Состоящее из 24000 клинописных табличек, эта коллекция – бесценное резюме ассирийской дипломатии, науки и литературы. Транспортируясь в Британский Музей, некоторые таблички были расшифрованы специалистом в данной области Джорджем Смитом, который обнаружил в текстах эпический сюжет Великого Потопа, который содержит  поразительное сходство с библейским Великим Потопом. К сожалению, из-за неважной сохранности табличек, не удавалось восстановить завершающую часть истории.
Древняя Ниневия, должно быть, была удивительным зрелищем. Книга Ионы повествует: уходило три дня, чтобы пересечь город пешком. А в летописи царей Ниневии говорится, что они обогатили её изумительными ботаническими и зоологическими садами и парками. Однако летом 612 до н.э., несмотря на весь его блеск и богатство (а возможно как раз вследствие этого), город подвергся нападению вавилонян в союзе с мидянами. Несмотря на его якобы «ужасающе неприступную» стену, город пал послеизображение мечети пророка Ионы трёхмесячной осады и был захвачен.

Падение Ниневии говорит о том, насколько незначительна, несмотря на весь наружный блеск, национальная независимость, и какой ужасный финал может её подстерегать. Библейский пророк Наум приблизительно так отобразил заключительную батальную сцену:

Кнут сломлен, в диком скрежете колёса,
Несётся лошадь прочь от колесницы,
Летит с неё беспомощный возница.
Мечи сверкают и мелькают копья…
Из тел повырастали горы трупов:
Тем жертвам нет конца, останков груды.

Спустя 26 столетий около ворот всё ещё пылятся скелеты участников той битвы.

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *