Химера из Ареццо

изображение 'Химеры из Ареццо'‘Химера из Ареццо’ является одной из самых известных этрусских скульптур, дошедших до нас из древности. Обнаруженная около Порта Сан Лорентино в Ареццо (Италия, древний Арретиум) в 1553-м году, статуя затем вошла в коллекцию Козимо Медичи, Великого герцога Тосканы XVI-го века. В настоящее время она размещается в Национальном Археологическом  Музее во Флоренции.

Когда статуя была обнаружена на одной площадке наряду с небольшими бронзовыми изделиями, она была изъята Козимо I и художником Бенвенуто Челлини; тогда она сделалась частью коллекции герцога в Палаццо Веккьо во Флоренции. Джорджо Вазари (художник XVI-го века, писатель, историк) изучил статую и объявил её антикварной ценностью.

Кто такая химера?

Химера была легендарным, огнедышащим монстром греческого мифа, происходившим из Ликии (юго-западная Малая Азия). Потомок Тифона и Ехидны, химера разоряла земли Ликии до прихода Беллерофона ─ героя из Коринфа на крылатой лошади (Пегасе),  убившим её (“Теогония Гесиода” 319-25 гг.) Как правило, химера является гибридом — существом, часто изображаемым с элементами более, чем от одного животного, составляющими целое; чаще всего она включает голову льва с телом козы, начиная со спины, и змеевидный хвост.

‘Химера из Ареццо’ представляет комплексную композицию, задуманную словно бы для разглядывания вокруг, не с какого-то определённого ракурса. Искривления огнедышащего зверя, очевидно раненного в бою, вызывают у зрителя эмоциональный отклик, интерес. Её корчащиеся части тела придают скульптуре визуальную подвижность, выражают позу и мускулатуру. Напряженность также подчёркивается худым телом с выгнутой спиной, расширенными когтями и ревущим выражением рта на фоне колючей гривы.

Правая передняя нога в нижней части имеет поясняющую надпись на этрусском языке. Там говорится, “tinścvil”,  что значит, вероятно, “Жертва, принадлежащая Тинии”. Это указывает, что статуя была обетованным объектом, предложенным в качестве подарка громовержцу Тинии.



Интерпретация

изображение 'Химеры из Ареццо'‘Химера Ареццо’ ─ шедевр этрусского бронзового ремесла, демонстрация не только высокого уровня технического мастерства художника (или мастерской), произведшего её, но также и ясно изображает полное осознание им греческой мифологии, циркулирующей тогда по Средиземноморью.

Такие иконографические тенденции показательны в плане воздействия Аттики (перенятого из области вокруг Афин), а  это предполагает, что ‘Химера из Ареццо’ была выполнена мастерами Греческих колоний в древней Италии, находившихся под влиянием распространяющихся аттических тенденций в искусстве в V-м веке, продолжающегося до начала IV века до н.э. Посвящение статуи, как исполненной по жертвенному обету для Тинии, кроме того, повествует нам о богатстве и изысканности этрусских элит, которые, в этом случае, могли не только позволить себе таким образом одухотворить статую, но также выделяться в отношении статуса, воспользовавшись чем-то вроде показной моды.

Дополнительно можно изучить: