Художественные стили этрусков

изображение Саркофага из Гробницы ТарквинияВиллановцы были способными мастерами, украшая свою глиняную посуду и изделия из бронзы геометрическим декором, а иногда и примитивными представительными сценами. В течение VIII-го века до н.э. они начали копировать товары, полученные от финикийских и греческих торговцев, но традиционные Италийские формы оставались доминирующими вплоть примерно до 700 г. до н.э.

За следующие 100 лет этруски достигли настоящего процветания, основанного на экспорте металлической руды. Так как греческое искусство находилось под влиянием развитых культур восточного Средиземноморья, греческие товары в стиле Ориентализм достигли Этрурии вместе с экзотическими предметами из Малой Азии, финикийских городов, Кипра и Египта. Этому импорту подражали в Этрурии мастера, выделяющиеся в производстве декоративных объектов в стиле Ориентализм (700-600-е гг. до н.э.) для своих правящих покровителей.

Греческое влияние преобладало в Этрурии в период Архаичного стиля (600-475-е гг. до н.э.); Коринфские, ионийские и аттические стили в свою очередь доминировали во вкусах этрусских городов-государств, где местные художественные стили с тех пор оказались весьма обособлены. Внедрилось градостроительство и вместе с монументальной архитектурой, крупномасштабной скульптурой и живописью обосновалось твёрдым фундаментом основных форм искусства. Изобилие Архаичного стиля отражает уверенность в себе, ощущаемую этрусками в разгаре своего могущества.



В прошествии того, когда греки одержали победу в персидской войне, в Греции появился Классический стиль. К этому времени этрусская цивилизация уже начинала угасать; происходила рецессия торговли с Грецией, и этруски не спешили перенимать Классический стиль (475-300-е гг. до н.э.).

После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) греческий мир распространился по восточному Средиземноморью и развивал изящный Эллинистический стиль, который в изображение Аполлона Вейскогопроизведениях стремился выражать эмоции, подчеркивать, что называется, драматический момент. Рим стал столицей Средиземноморского мира и все больше способствовал прославлению Эллинистической культуры. Этруски, более уже политически не независимые, приняли стиль, но сохранили его с некоторыми «региональными особенностями».

В течение семи веков их самостоятельного художественного выражения этруски в этом смысле зависели от иностранного влияния, преимущественно греческого. Таким образом, в главных стилях Этрурии фигурируют имена, небезызвестные и для греков. Но тогда как греческие стили развились органически, отразив их исторический, социальный, и интеллектуальный фон, этруски приняли внешние формы, как правило, не ассимилируя внутреннее содержание и значение. Трудно найти параллель в истории искусства с последовательным этрусским заимствованием греческих стилей, т.к. все же они вовсе не являлись мелкими имитаторами! Они проявляли чувствительность к красоте греческих изобразительных искусств и оказались в значительной мере способными мастерами. Они использовали греческие формы искусства, стили, темы, и даже детализации, но всегда действовали селективно, приспосабливая заимствованное к этрусским обычаям, выражая этрусский вкус, зачастую в идиоме единственного города-государства.

Дополнительно можно изучить: