Парфенон

parthenonИз всех зданий на Акрополе Парфенон (буквально на греческом языке: дом девственницы; parthenos-девственница, 448-432 до н.э.) был первым и наиболее грандиозным сооружением. В его конструкции выразилось желание зодчих достичь вершин величия, красоты, гармонии, мастерства!

Архитекторами Парфенона были Иктин и Каликрат. Фидий (490-430 до н.э.), верный друг Перикла и один из величайших скульпторов всех времён, был заведующим художественных процессов.

Известно, что Фидий проектировал статую Афины, которая стояла в храме, но неясно, каков был точный объём его вклада в убранство храма. Художники, некоторые из коих в качестве рабов были доставлены также и с территорий вне Эллады, во множестве участвовали в эпохальном строительстве.

Парфенон был посвящен богине Афине, покровительствующей, собственно, городу Афины да и многим другим полисам. Согласно греческой мифологии богиня была девственна, умна, находчива и безжалостна.

Парфенон доминирует в Акрополе своим выразительным грандиозным объёмом. Он был установлен на фундаменте храма, разрушенного прежде персами; габаритами Парфенон стал немного короче и шире, чем предшественник. Это периптеральный дорический храм с некоторыми ионическими нюансами. Объединение дорических элементов, которые стали привычными в храмах материковой Греции и в колониях в южной Италии с ионическими элементами, которые были распространены в Малой Азии, было внедрено, чтобы отразить общий Панэллинский приём Афин.

Парфенон почти полностью возведён из пентеликонского мрамора, за исключением частей, которые были сделаны из древесины, таких как двери и дверные рамы. Плитки пола были сделаны из мрамора, а не глины, которая считалась обыденным для этих задач материалом.

parfenon-v-19-vekeПеред Парфеноном 8 колонн вместо обычных 6, но гармоничное соотношение между числом колонн с фронта и по стороне (X:2X+1) всё-таки сохранено. По боковой стороне 17 колонн (включая находящуюся в углу). У каждой колонны есть 20 углублений (каннелюр).

Каменные блоки Парфенона уложены один поверх другого без связующего; барабаны были соединены от их центров скобами и скрепами. После тщательной подгонки всех деталей колонны безупречно плотно одна к другой, ствол превосходно полировался.

При строительстве Парфенона особое внимание уделено пропорциям. Доминирующее соотношение в храме 9:4. Это соотношение между его длиной и шириной. Ширина немного меньше, чем половина длины (69.5 метров — в длине и 30.9 метров — по ширине). Это также и соотношение пространства между колоннами и их высотой. Такая точность в дизайне внутреннего убранства на тот период была беспрецедентна!

Отношение между диаметром внешних колонн (1.9 метра) и их высотой (10.4 метра) приблизительно 1:5.5. Диаметр угловых колонн немного больше, чтобы оставалась возможность закончить фриз с триглифом согласно базисным правилам.



Храм разделен на пронаос, с шестью колоннами, наос и опистодом. Вход в наос находился с востока. В наосе возвышалась колоссальная статуя (12 м высотой, включая базу) Афины Парфянской, которой был посвящен храм. Ваял эту статую Фидий, почитавшийся величайшим классическим скульптором. Данная великолепная скульптура была одной из наиболее восхитительных статуй, подаренных потомству античным искусством!

parthenon3Много ссылок на статую найдены в письмах древних писателей, включая труды Плиния. Тело статуи Афины, которая поддерживалась каркасом из деревянными балок, слажено из древесины, металла и гипса, а затем покрыто золотом и слоновой костью. Согласно письменным источникам, она держала маленькую статую богини победы в правой руке, а на её левую руку со щитом облокачивалось длинное копьё. Её шляпа была украшена сфинксом, с примыкающими с боков двумя крылатыми лошадями.

Фидий был особенно натружен организацией широкого наоса, позволяющего расположить огромную статую Афины, стоимость которой почти удвоила общую смету на постройку храма. Вместо того, чтобы установить две колонны лишь по обеим сторонам наоса, Фидий установил колонны также позади статуи и таким образом сформировал внутренний объём (без её окружающей более низкой части), куда помещалась изумительная статуя!

Эти дорические колонны образовывали два высотных уровня. Таким образом сам наос стал очень высоким, и гигантская статуя Афины смогла в него поместиться. Планировка дорического наоса завершалась небольшой задней комнатой, которая содержала в центре четыре ионических колонны. Эти колонны более высокие и тонкие, чем дорические колонны, занимают меньше пространства. Допустимо предположить, что там некогда упрятали сокровища Делийской Лиги. Исследователи полагают, что ни в наосе храма, ни в его внутренней комнате не было никаких окон. Дневной свет проникал лишь тогда, когда отворялись двери.

parthenon2Оптические корректировки, называемые «обработками» в Парфеноне достигли пика элегантности! Горизонтальные линии стилобата и антаблемента изогнулись немного вверх к воображаемому своду в центре. Некоторые полагают, что кривая в стилобате разработана, чтобы облегчить дренаж воды или наглядней акцентировать центр тяжести здания. Эта кривая гипотетически могла быть внедрена, чтобы создать оптическую корректировку, в отсутствие которой стилобат будет казаться в своем центре вогнутым.

Колонны склоняются немного внутрь. Исследователи вычислили, что если мы продолжим линию оси каждой из колонн вертикально, то все они сойдутся примерно на высоте километр над Парфеноном!

Пространство между колоннами непоследовательно, а сужается к углам храма. Диаметр колонн также непоследователен: у колонн в углу он больший, чем у прочих.

Энтазис использовался в проектировании колонн лишь слегка — отклонение от прямой линии было незначительным. В Парфеноне для любознательного взгляда не обнаруживается почти ни единого контура, который бы являлся выраженной прямой линией!

Парфенон  раскрасили,  скульптуры встроили в архитектуру, сделав неотъемлемой частью храма. Статуи появлялись и в самых ранних храмах, но только по фронту здания. Парфенон стал первым храмом, который включил метопы с рельефом, окружившим его полностью по всему периметру! Фидий хоть и отвечал за художественное оформление храма скульптурами, но не известно, принимал ли он участие в их ваянии.

replika-parfenon-zapadnyj-fasadНа фасадах Парфенона были вырезаны 92 метопы. На восточной стороне храма изображается война между богами и гигантами, на северной стороне — троянская война, на западной — между афинянами и Амазонками, а на южной —между Лапитами и кентаврами.

У Парфенона было два фронтона. На восточном представлено рождение Афины, на западном — соревнование между ней и Посейдоном.

Скульптуры по фронтонам выполнены в стиле, присущем Фидию. Не известно, было ли это его работой, но дух его там витает несомненно. Статуи с фронтонов находятся ныне в британском Музее в Лондоне и в музее Акрополя в Афинах.

В ионическом фризе отражены процессия Панафиней в барельефе выше стен наоса вдоль внешних его стен, которые являются внутренними стенами храма. Это необычно и нетипично для греческих храмов. Архитектурные декорирования обычно украшали экстерьер храма.

На западной части фриза изображены приготовления к Панафинейской процессии. Вне северо-западного угла процессия продвигается полным ходом: наставники, жертвенные животные, какие-то фигуры, несущие корзины, оливковые ветви, подносы для пирогов, музыканты с флейтами, лирами..

На восточном фасаде 12 сидящих богов — шесть с каждой стороны центральной сцены, которая также иллюстрирует двух девушек, несущих кресла и готовых предоставить их женщине и священнику. Последний получает от девушки пеплос, который соткали для богини отобранные девушки.

parfenon-skulpturnyj-fragmentСтатуи храма были высоки для наблюдателя, уходя под потолок внешней колоннады, таким образом, было трудно разглядеть их, хотя авторы и предприняли попытку выделить характеры цветом. Всё же, очевидно, ключевая цель состояла в том, чтобы прославить богиню, город и фестиваль, а не в том, чтобы представить образы глазу наблюдателя в максимальных подробностях.

За долгие годы с Парфеноном произошло немало всякого: это был греческий храм, христианская церковь и турецкая мечеть (построенная в наосе). В VII веке Парфенон, вероятно, стал церковью, посвященной Марии, матери создателя христианства, Иисуса..

В 1687 г. венецианцы осквернили Акрополь. Их бомбы воспламенили порох, сохраненный турками в Парфеноне, и вызвали ужасный взрыв. Весь центр Парфенона был разрушен, сохранились только его окраины! Храм до того хорошо сохранный, превратился в руины! Позже на щебне Парфенона турки построили мечеть.

Лорд Элджин, который служил британским послом в Турции в 1801 г., взял некоторые статуи, пережившие взрыв в Парфеноне (с согласия османского правительства, которое нисколько не интересовалось сокровищами искусства!) и продал их британскому Музею в гор. Лондоне, где они остаются по сей день..

Реставрирование Парфенона началось в 1830-х гг., когда греки вступили во владение. Теперь Парфенон по праву считается вершиной подвигов античности в области архитектуры. Его пропорции воистину прекрасны, сочетание архитектуры со скульптурами храма также достигает совершенства!

Невероятная Греция. Часть 1

Дополнительно можно изучить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *