Мегалит: Менгиры, Дольмены

Menhir in Yorkshire, EnglandИстоки ранней архитектуры. Невозможно проследить ранние стадии процесса, когда истинная архитектура выросла из первых грубых попыток человека возвести здание. Самые древние из существующих памятников архитектуры — из Халдеи и Египта — принадлежат развитым цивилизациям. Грубые и элементарные структуры, построенные дикими и варварскими народами, такими как Готы или племена Центральной Африки, не содержат в себе ещё истинной архитектуры, но при этом любая находка свидетельствует о развитии искусства у тех или иных цивилизаций с весьма древних времён. Некоторые находки свидетельствуют о том, что никакие из диких племён людей никогда не достигали высокой цивилизации, и никакие примитивные методы постройки зданий никогда не развивались до уровня подлинной архитектуры, кроме некоторых известных исключений, от которых существующая цивилизация переняла со временем дух, содержание и формы архитектуры. То, как возникла самая ранняя архитектура, является пока еще далеко не открытой главой.

The restored mound in the Altai Mountains, RussiaПримитивная архитектура более предмет для археолога, а не историка искусства, и нуждается здесь только в самом кратком упоминании. Если грубо оценить по имеющимся материалам состояние самых древних диких и варварских народов, то видно, что они нуждались лишь в самых простых видах зданий, хотя цели, которым эти постройки служили, совпали с целями из более поздних времен, уже более цивилизованного общества. Хижина или дом, убежище, святыни различного характера для вероисповедания, частокол для защиты, пирамиды из камней, насыпи на могиле вождя или героя, были созданы из самых простых материалов и часто надолго не сохранялись. Плетение, кожа или земляные стены, покрытие из соломы или засыпанная землёй крыша – только самые простые инструменты были необходимы для такого элементарного строительства. Была изобретательность и терпеливый труд в работе подобного вида. Однако не было никакого планирования, складывающегося в сложный организм различных материалов, переплетённых с искусством, обращением к науке. Прежде всего, не было никакой прогрессии к более высоким образцам пользы и красоты. Элементарное искусство показало себя, главным образом, в объектах вероисповедания, или в резных фигурках на каноэ и оружии, выполненном в качестве талисманов для притяжения удачи или придания чар. Но это искусство было стерильно и никогда не перерастало в цивилизованное и прогрессивное искусство.



Все же, наверное, было в некоторый период времени, в отдаленном прошлом, исключение к этому правилу. Возможно, что лишь в эпоху Древнего Египта развилось с архитектурное знание и наука, которые встречаются в самых первых настоящих памятниках того периода. Однако каждый памятник такого возраста, как уцелевшие и исследованные археологами, очевидно мог бы легко погибнуть. Нам ничего бы не досталось из прошлого, не будь отдельно взятых технологий строительства, которыми человечество обзавелось ещё в раннем возрасте. А эти памятники и ныне  существуют всюду: по Европе и Азии были найдены бесчисленные предметы примитивного искусства, относящиеся к относительно древним датам, но созданные до официальной исторической отметки появления цивилизации в той области, где они были обнаружены. Общее в них демонстрирует некоторое наследие традиций от самой древней старины и проливает свет на вероятный характер перехода архитектуры от варварского состояния до цивилизованного.

Dolmen in IrelandДоисторические памятники. Они значительно различаются: некоторые из них принадлежат римлянам или даже христианским временам, другие – к значительно более отдаленному периоду. Они разделены на два основных класса, относящихся к эпохе мегалитических сооружений и озёрных селений. Второй класс может быть упомянут  самым кратким описанием. Он включает значительное число очень примитивных зданий, или хижин, возведённых на деревянных сваях на озерах Швейцарии и нескольких других странах в обоих полушариях и формирующий в некоторых случаях селения значительного размера. Такие селения, построенные на воде для защиты от нападения, упомянуты древними ещё авторами и изображены на ассирийском рельефе. Объекты, найденные там, показывают имевшуюся, но почти перманентно застывшую цивилизацию, уходящую корнями в даты от трех до пяти тысяч лет, а то и более в эпохи камня и бронзы, в глубь истории.

Относящиеся к периоду мегалита находки в Европе и Азии куда более любопытны. Предметы очень широко распределены друг от друга и состоят в большинстве случаев из больших каменных блоков, устроенных в ряды, круги или авеню, иногда с огромными перемычками, опирающимися на них. Вертикальные камни без перемычек называют менгирами. Те из них, что стоят в паре и с массивным перекрытием из глыбы сверху, названы трилитами. Более закрытые конструкции – дольмены. Круговые композиции из менгиров, трилитов и/или дольменов называют кромлехами. Некоторые камни имеют гигантский размер, а некоторые – старательно высеченную  форму. Их возраст и назначение долго обсуждались, но это так и не дало каких-то конечных результатов. Вероятно, что, как и озёрные поселения, они принадлежат древнейшему периоду из истории человечества. Допустимо, что большинство из них было в некотором роде связано с вероисповеданием доисторических народов. Либо они могли существовать как храмы, могилы или мемориалы неких исторических или мифических событий. Они не служили жилыми домами или дворцами, и очень немногие были даже  зданиями с доступом внутрь. Внушительны размеры и численность огромных камней не демонстрируют признаков продвинутого искусства или сознательных архитектурных концепций. Небольшое количество отдельно взятых камней являются исключительно декоративными образцами, некоторые носят символический или мистический характер, не претендуя на декоративность. Трудно представить, что дольмены могли быть предназначены для засыпки сверху землёй. Некоторые антиквары утверждают, что многие европейские круги и авеню из камней изображены как памятники сражения или трофеи.

Имеются также очень древние стены в различных частях Европы, предназначенные для укрепления. Самые существенные из них в Греции и Италии. Их следует упомянуть в других статьях, посвящённых конкретнымCromlech svinsayd in England периодам истории архитектуры. Эти стены принадлежат к более совершенному искусству.

Курганы или могильные холмы, которые являются весьма большой частью доисторических находок обоих континентов, могут быть интересны архитектору в качестве прототипов пирамид Египта, подземных могил Микен и других ранних греческих центров. Пирамиды и Мавзолей в Галикарнасе являются самыми внушительными и тщательно продуманными сооружениями подобной архитектуры, по сравнению с которыми курганы – более простые проявления искусства зодчества.

Наверное, для элементарных сооружений ранних цивилизаций нет места ни в каком списке подлинных архитектурных шедевров. Они принадлежат скорее к области археологии и этнологии, и получили историческую известность лишь как первые сооружения при зарождении строительного ремесла на длинной временной дистанции, которая отделяет их от той подлинной архитектуры, что может считаться искусством.

Дополнительно можно изучить: