Статуя оратора

изображение статуи оратора Образ, статус и высота магистрата за выполнением своих обязанностей внушают уважение, и никакая поза, вероятно, не является более захватывающей, чем у этого оратора!

Л’Аррингатор (‘Оратор’) является полой литой бронзовой статуей, восстановленной после обнаружения в Тразименском озере в 1566-м году. Статуя является особым примером бронзовой скульптуры конца 1-го тысячелетия до н.э. в Италии, указывая на постепенную Романизацию этрусского искусства.

Статуя

Выполненная в натуральную величину статуя изображает взрослого мужчину в драпировке, стоящего с поднятой правой рукой. Фигура принимает выступающую позу с некоторым ‘contrapposto’ (относится к фигуре, перемещающей свой вес на правую ногу). На основе надписи на статуе фигура идентифицирована как Авл Метелл. Он, по-видимому, судья, и его положение, должно быть, не какое-либо иное, как оратора, который обращается к толпе собравшихся. На Метелле туника, задрапированная поверх тогой — парадной одеждой судьи. Тога обернута вокруг тела, оставляя правую руку свободной. На его ногах высокая обувь, которую обычно носили римские сенаторы. Экспрессивное выражение лица и несколько приоткрытый рот делают скульптуру без преувеличения выразительной!

Надпись

Нижняя кромка короткой тоги скульптуры содержит этрусскую надпись: “auleśi meteliś ve[luś] vesial clenśi / cen flereś tece sanśl tenine / tu θineś χisvlicś”, что может интерпретироваться, скажем, так: “До (или ‘от’) Авла Метелла, сына Вела и Вези, Тенин воздвиг эту статую как исполненное согласно обету в поклонение людей высшим силам”.



Интерпретация

изображение статуи оратора Статуя Авла Метелла изображает нам проблеск изменяющегося социополитического пейзажа итальянского полуострова в продолжение окончания I-го тысячелетия до н.э. — период, когда быстрое развитие пассионарного Рима и увеличение народонаселения Республики обусловило ассимиляцию периферийных относительно Рима наций, включая этрусков. Поскольку территория Рима периодически всё расширялась в период с V-го до первых веков до н.э., его соседи постепенно поглощались, входя в сферу римского культурного, экономического, и политического влияния. Некоторые группы, конечно, так или иначе сопротивлялись, в то время как другие с удовольствием “присоединялись” через политические и военные соглашения и посредством принятия римского образа жизни. Этот процесс роста культурного уровня, или Романизация (если использовать термин, который некоторые учёные считают вышедшим из обихода) означает, что культурная разнородность становится менее заметной в археологических записях, сделавшись как бы заменённой вместо этого более гомогенной культурной моделью.

Таким образом, Л’Аррингатор является одним из последних сохранившихся для нас примеров скульптурного шедевра, который все ещё демонстрирует черты этрусского мастерства, уже полностью, так сказать, упакованного для мира, который становиться всё более и более римским. Статуя одета в короткую тогу и сенаторские ботинки в романском стиле. Его стрижка в соответствии со стилем римских аристократов, а лицу предана некоторая черта веризма (правдивости), популярного среди римских элит последней республики. Тем не менее, статуя все ещё содержит надпись на этрусском языке, и выполнена из бронзы в соответствии с тенденциями этрусского мастерства. Разумеется, исторический Авл Метелл засвидетельствовал мир, который скоротечно изменялся, и эта статуя, носящая его надписанное имя, поныне служит безмолвным свидетелем структур и динамики социокультурного изменения в Романском Средиземноморье.

Дополнительно можно изучить: